День победы

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида №17 "Огонек" г.Южно-Сахалинска

Памятки, буклеты

 

«Портал о здоровом образе жизни» http://www.takzdorovo.ru/

 

 

 

ЗНАКИ ОТЛИЧИЯ ВСЕРОССИЙСКОГО ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОГО КОМПЛЕКСА
«ГОТОВ К ТРУДУ И ОБОРОНЕ» (ГТО)

«ГТО в дошкольном возрасте»

ГТО — это программа физической подготовки.
Цель комплекса ГТО — увеличение продолжительности жизни населения с помощью систематической физической подготовки.
Задачи комплекса ГТО:

  • Увеличение числа граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом.
  • Повышение уровня физической подготовленности, продолжительности жизни граждан.
  • Формирование у населения осознанных потребностей в систематических занятиях физической культурой и спортом, физическом самосовершенствовании, ведении здорового образа жизни.
  • Повышение общего уровня знаний населения о средствах, методах и формах организации самостоятельных занятий, в том числе с использованием современных информационных технологий.
  • Модернизация системы физического воспитания и системы развития массового, детско-юношеского, школьного и студенческого спорта в образовательных организациях, в том числе путем увеличения количества спортивных клубов.

Принципы ГТО — добровольность и доступность системы подготовки для всех слоев населения, медицинский контроль, учет традиций и особенностей.
Содержание комплекса – нормативы ГТО и спортивных разрядов, система тестирования, рекомендации по особенностям двигательного режима для различных групп.


Историческая справка.
 Всесоюзный физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО) носил характер основополагающей, единой и поддерживаемой государством системы программно-оценочных нормативов и требований по физической подготовленности различных возрастных групп населения. Существовал с 1931 по 1991 год и охватывал население в возрасте от 10 до 60 лет. Являясь основой физического воспитания и программой физкультурной подготовки в общеобразовательных, профессиональных и спортивных организациях СССР, был направлен на укрепление здоровья, всестороннее физическое развитие советских людей, подготовку их к трудовой деятельности и защите Родины.

     Согласно Указу Президента Российской Федерации от 24 марта 2014 г. N 172 «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе „Готов к труду и обороне“ (ГТО)» в целях дальнейшего совершенствования государственной политики в области физической культуры и спорта, создания эффективной системы физического воспитания, направленной на развитие человеческого потенциала и укрепление здоровья населения, с 1 сентября 2014 г. в Российской Федерации введен в действие физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО).

Структура Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса состоит из 11 ступеней, включает следующие возрастные группы:

I ступень «Играй и двигайся»: 6–8 лет (ДОУ, 1–2 классы)

II ступень «Стартуют все»: 9–10 лет (3–4 классы)

III ступень «Смелые и ловкие»: 11–12 лет (5–6 классы)

IV ступень «Олимпийские надежды»: 13–15 лет (7–9 классы)

V ступень »Сила и грация»: 16–17 лет (10–11 классы, среднее профессиональное образование)

VI ступень «Физическое совершенство»: 18–30 лет

VII ступень «Радость в движении»: 31–40 лет

VIII ступень «Бодрость и здоровье»: 41–50 лет

IX ступень «Здоровое долголетие»: 51–55 лет и старше

Оценка уровня знаний и умений в области физической культуры и спорта:

  • Влияние занятий физической культурой на состояние здоровья, повышение умственной и физической работоспособности.
  • Гигиена занятий физической культурой.
  • Основные методы контроля физического состояния при занятиях различными физкультурно-оздоровительными системами и видами спорта.
  • Основы методики самостоятельных занятий.
  • Основы истории развития физической культуры и спорта.
  • Овладение практическими умениями и навыками физкультурно-оздоровительной и прикладной направленности, овладение умениями и навыками в различных видах физкультурно-спортивной деятельности.

Рекомендации к недельному двигательному режиму (не менее 10 часов.)

  1. Утренняя гимнастика. Не менее 70 мин. 
  2. Обязательные учебные занятия в образовательных организациях. 120 мин. 
  3. Виды двигательной активности в процессе учебного дня (динамические паузы, физкультминутки и т. д.). 150 мин. 
  4. Организованные занятия в спортивных секциях и кружках по легкой атлетике, плаванию, лыжам, гимнастике, подвижным играм, в группах общей физической подготовки, участие в соревнованиях. Не менее 120 мин. 
  5. Самостоятельные занятия физической культурой (с участием родителей, в том числе подвижными играми и другими видами двигательной активности). Не менее 160 мин. 
  6. В каникулярное время ежедневный двигательный режим должен составлять не менее 3 час.

Почему комплекс ГТО стоит начинать с дошколят?

     Очень важно с дошкольного возраста прививать детям любовь к спорту, здоровому образу жизни. Необходимо, чтобы дети понимали важность здорового образа жизни, важность оптимистического настроя для счастливого будущего: желание быть здоровым, заниматься спортом, закаляться, стремиться никогда не унывать, быть веселым.
     Игра – это основа жизни ребенка, движение – основа жизни, а вместе, это двигательные игры – то, что занимает примерно 90% времени всей деятельности ребенка дошкольного возраста
     Именно в дошкольном возрасте закладывается основа для физического развития, здоровья и характера человека в будущем. Этот период детства характеризуется постепенным совершенствованием всех функций детского организма. Ребенок этого возраста отличается чрезвычайной пластичностью.
     Для развития координации движений сензитивным является старший дошкольный возраст. Именно в это время ребёнку следует приступать к занятиям гимнастикой, фигурным катанием, балетом и т. п.
    Детские сады должны стать фундаментом, на котором дети приобщаются к здоровому образу жизни и спорту. Свои первые значки ГТО ребята должны получать именно в дошкольных образовательных учреждениях. 
     Дети — подражатели. Если один ребенок получит значок, то остальные также захотят его получить. Взрослые должны помогать им достичь желаемой цели.
      В рамках мониторинга дети дощкольного возраста выполняют тесты:
     Бег 30 м; челночный бег (10 м. три раза); метание мешочка с песком (солью) вдаль; прыжки в длину с места; прыжки в длину с разбега (с 6 лет); прыжки в высоту с разбега (так же старшие дети); бросок мяча весом 1 кг из-за головы двумя руками; равновесие (стойка на одной ноге); гибкость (наклон вперёд вниз, стоя на скамье).

 

Обязательные испытания

 

№ п/п Виды испытаний

(тесты)

Мальчики Девочки
Бронзовый знак Серебряный знак Золотой

знак

Бронзовый знак Серебряный знак Золотой

знак

Обязательные испытания (тесты)
1. Челночный бег

3х10 м (сек.)

10,4 10,1 9,2 10,9 10,7 9,7
или бег на (сек.) 6,9 6,7 5,9 7,2 7,0 6,2
2. Смешанное передвижение

(1 км)

 

Без учета времени

3. Прыжок в длину с места толчком двумя ногами (см) 115 120 140 110 115 135
4. Подтягивание

из виса на высокой перекладине (кол-во раз)

2 3 4
или подтягивание из виса лежа на низкой перекладине (кол-во раз) 5 6 13 4 5 11
5. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу

(кол-во раз)

7 9 17 4 5 11
6. Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на полу Достать пол пальцами Достать пол ладонями Достать пол пальцами Достать пол ладонями

Испытания по выбору

 

№ п/п Виды испытаний

(тесты)

Мальчики Девочки
Бронзовый знак Серебряный знак Золотой знак Бронзовый знак Серебряный знак Золотой

знак

Испытания (тесты) по выбору
7. Метание теннисного мяча в цель

(кол-во попаданий)

2 3 4 2 3 4
8. Бег на лыжах на 1 км.,

(мин., сек.)

8.15 7.45 8.00 9.30 9.10 8.20
или на  2 км. Без учета времени
или кросс на

по пересеченной местности*

 

Без учета времени

9. Плавание без учета времени (м) 10 10 15 10 10 15
Кол-во видов испытаний (тестов) в возрастной группе 9 9 9 9 9 9
Кол-во видов испытаний (тестов), которые необходимо выполнить для получения знака отличия Комплекса** 4 5 6 4 5 6

      Организация по выполнению видов испытаний, нормативов, требований к оценке уровня знаний и умений в области физической культуры и спорта осуществляется Центрами тестирования.

Центром тестирования является некоммерческая организация, учредителями которых являются:

  • Министерство спорта РФ;
  • Исполнительный орган государственной власти субъекта РФ в области ФК и С;
  • Органы местного самоуправления.


Сдать ГТО совсем непросто,

Ты ловким, сильным должен быть,

Чтоб нормативы победить,

Значок в итоге получить.

Пройдя же все ступени вверх,

Ты будешь верить в свой успех.

И олимпийцем можешь стать,

Медали, точно, получать.

Вперёд, к победам, дошколёнок!

 

Здоровый образ жизни

и профилактика основных неинфекционных заболеваний

      Понятие «основные неинфекционные заболевания» относительно новое и отражает изменение картины заболеваемости человека в ходе развития цивилизации и новаций, происходящих в сфере жизнедеятельности человека. Успехи медицины в лечении массовых инфекционных заболеваний, обучение населения мерам их профилактики позволили снизить смертность. Одновременно с этим возросла заболеваемость и смертность людей от неинфекционных заболеваний.

К основным неинфекционным заболеваниям в первую очередь относятся:

•болезни системы кровообращения (например, ишемическая болезнь сердца, характеризующаяся нарушениями в работе сердца, и гипертония — заболевание со стойким повышением артериального давления);

•злокачественные образования (рак).

    При анализе причин смертности населения России прослеживается отчетливая тенденция к увеличению смертности от неинфекционных заболеваний, которые составляют более 80% случаев, в том числе болезни системы кровообращения — более 53%, а злокачественные образования — около 18%.

Запомните!

     По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), главным индикатором состояния здоровья населения является продолжительность жизни.

Статистика

     В настоящее время продолжительность жизни населения России значительно меньше, чем в развитых странах мира. Так, по данным на 2004 г. средняя продолжительность жизни населения России составляла для мужчин — 57,7 лет, для женщин — 71,3 года. По долгосрочным прогнозам она останется близкой к этому уровню. Так, у мужчин, родившихся в 2006 г., средняя продолжительность жизни составит 60,4 лет, у женщин — 73,2 года. Для сравнения: средняя продолжительность жизни населения США и Англии — 75 лет, Канады — 76 лет, Швеции — 78 лет, Японии — 79 лет.

Это должен знать каждый

       Основной причиной возникновения неинфекционных заболеваний является несоблюдение норм здорового образа жизни. Среди основных причин можно выделить:

•высокий уровень нагрузки на нервную систему, стресс;

•низкую физическую активность;

•нерациональное питание;

•курение, употребление алкоголя и наркотиков.

       По данным медицинской статистики, все эти факторы вносят свой вклад в сокращение продолжительности жизни человека.

      Курение сокращает продолжительность жизни курильщика в среднем на 8 лет, регулярное употребление алкогольных напитков — на 10 лет, нерациональное питание (систематическое переедание, злоупотребление жирной пищей, недостаточное употребление витаминов и микроэлементов и др.) — на 10 лет, слабая двигательная активность — на 6—9 лет, стрессовая ситуация — на 10 лет. В сумме это составляет 47 лет.

       Если принять во внимание, что человеку природой в среднем отпущено до 100 лет жизни, то тем, кто грубо нарушает все нормы здорового образа жизни, рассчитывать на продолжительную благополучную жизнь не приходится. Кроме того, им необходимо быть готовыми много усилий потратить на лечение неинфекционных заболеваний.

      Образ жизни человека является одним из основных факторов, влияющих на сохранение и укрепление здоровья, он составляет 50% среди других факторов (наследственность — 20%, окружающая среда — 20%, медицинское обслуживание — 10%). В отличие от других факторов образ жизни зависит только от поведения человека, а значит, 50% вашего здоровья находится в ваших руках, и личное поведение влияет на его состояние. Поэтому усвоение норм здорового образа жизни и формирование своей индивидуальной системы — наиболее надежный способ профилактики возникновения неинфекционных заболеваний.

       При формировании здорового образа жизни необходимо учитывать ряд факторов индивидуального характера. Это прежде всего наследственность, т. е. особенности физического развития, определенные наклонности, предрасположенность к каким-то заболеваниям и другие факторы, которые передались вам от родителей. Необходимо также учитывать факторы окружающей вас среды (экологические, бытовые, семейные и др.), а также ряд других, которые определяют ваши возможности по реализации замыслов и желаний.

      Необходимо отметить, что жизнь требует от каждого человека умения приспосабливаться к постоянно меняющейся обстановке и регулировать в соответствии с ней свое поведение. Каждый день ставит перед нами новые проблемы, которые необходимо решать. Все это связано с определенными эмоциональными нагрузками и возникновением состояния напряжения. Они появляются у человека под влиянием сильных внешних воздействий. Состояние напряжения, возникающее как ответная реакция на внешние воздействия, получило название стресс.

      Каждому человеку присущ свой оптимальный уровень стресса. В этих пределах стресс психически благоприятен. Он добавляет интерес к жизни, помогает быстрее думать и действовать более интенсивно, ощущать себя полезным и ценным, обладающим определенным смыслом в жизни и конкретными целями, к которым следует стремиться. Когда же стресс переходит границы оптимального уровня, он истощает психические возможности личности, нарушает деятельность человека.

    Отмечено, что сильный стресс является одной из главных причин возникновения неинфекционных заболеваний, так как он нарушает работу иммунных систем организма и ведет к увеличению риска возникновения различных заболеваний (язва желудка и двенадцатиперстной кишки, а также болезни системы кровообращения). Таким образом, умение управлять своими эмоциями, противостоять воздействию сильного стресса, выработать в себе эмоциональную устойчивость и психологическую уравновешенность в поведении в различных жизненных ситуациях — это лучшая профилактика возникновения неинфекционных заболеваний.

     Отметим, что разные люди реагируют на внешнее раздражение по-разному, но тем не менее существуют общие направления борьбы со стрессом, обеспечивающие психологическую уравновешенность, т. е. способность сдерживать стресс на оптимальном уровне.

       Приведем некоторые из них. Борьба со стрессом начинается с выработки в себе убеждения в том, что только вы сами отвечаете за свое духовное и физическое благополучие. Будьте оптимистом, ведь источником стресса являются не события сами по себе, а ваше правильное восприятие их.

    Регулярно занимайтесь физкультурой и спортом. Физические упражнения оказывают положительное влияние не только на физическое состояние, но и на психику. Постоянная двигательная активность способствует психологической уравновешенности и

уверенности в себе.

  • Физические упражнения — один из лучших способов выхода из состояния сильного стресса.
  • Регулярно занимайтесь физкультурой и спортом.
  • Спортивные люди менее подвержены стрессам
  • Регулярно занимайтесь физкультурой и спортом.
  • Спортивные люди менее подвержены стрессам
  • Ставьте себе посильные задачи.
  • Реально смотрите на вещи, не ждите от себя слишком многого.
  • Уясните себе границы ваших возможностей, не берите на себя в жизни непосильный груз.
  • Учитесь говорить твердо «нет», если у вас нет возможности выполнить какое-то задание.
  • Умейте радоваться жизни, получать удовольствие от самой работы, от того, как хорошо вы с ней справляетесь, а не только от того, что она вам даст.
  • Питайтесь правильно.
  • Высыпайтесь. Сон играет очень важную роль в преодолении стрессов и поддержании здоровья.

Внимание!

      Умение управлять своими эмоциями и поддерживать психологическую уравновешенность в любых жизненных ситуациях обеспечит вам хорошее настроение, высокую работоспособность, уважение окружающих вас людей, а значит, духовное, физическое и социальное благополучие, что значительно снизит риск возникновения неинфекционных заболеваний.

 

ОТВЕТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ХРОНИЧЕСКИХ НЕИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

 

        Неинфекционные заболевания (НИЗ), известные также как хронические болезни, не передаются от человека человеку. Они имеют длительную продолжительность и, как правило, медленно прогрессируют. Четырьмя основными типами неинфекционных заболеваний являются сердечно-сосудистые болезни (такие как инфаркт и инсульт), онкологические заболевания, хронические респираторные болезни (такие как хроническая обструктивная болезнь легких и астма) и диабет. На эти 4 группы болезней приходится примерно 82% всех случаев смерти от НИЗ. Ежегодно от неинфекционных заболеваний (НИЗ) умирает 38 миллионов человек.

Как предотвратить неинфекционные заболевания?

1. Откажись от курения: курение является одним из наиболее значимых факторов риска, приводящих к развитию вышеуказанных заболеваний.

2. Избегай мест для курения, если ты не куришь: не подвергай себя воздействию вторичного дыма. Наиболее чувствительны к табачному дыму дети до 5 лет. Пассивное курение способствует развитию у них гиповитаминозов, ведет к потере аппетита и расстройству пищеварения.

3. Следи за собственным весом. Питание должно быть: умеренное, соответствующее физиологическим особенностям конкретного человека. В стремлении к рациональному питанию важно контролировать количество поступающих в организм белков, жиров и углеводов, а также витаминов, минералов и воды. При этом суточной потребностью человека в белке считается 100 г, в жире — 80–90 г, а в углеводах — 350–450 г. Не менее важно и соотношение этих составляющих пищи, которое примерно равняется 15%, 35% и 55% соответственно. Самое большое количество калорий мы получаем с жирами, поэтому, прежде всего, необходимо сократить количество жирных продуктов: майонеза, сливочного масла, маргарина, колбасы, гамбургеров, плавленого сыра, сгущенного молока, выпечки, халвы и т. д.Основой здорового питания являются зерновые, овощи и фрукты. Несколько раз в день нужно употреблять разнообразные овощи и фрукты, не менее 400 граммов в день, не считая картофеля.

4. Веди активный образ жизни, с учётом возрастных и физиологических особенностей; при недостаточных физических нагрузках нарушается работа многих органов и целых систем: происходят негативные изменения в сердце и сосудах, постепенно атрофируются мышцы, снижается иммунитет; чтобы забота о здоровье не была в тягость, выбирать нужно те упражнения, которые приносят удовольствие. Больше ходи пешком, заменяй ходьбой подъем на лифте и поездку в душном автобусе. Занимайтесь физическим трудом: работа на приусадебном участке и пр.

Играйте в подвижные игры: волейбол, бадминтон, теннис и т. д. Найди время для своего здоровья!

5. Соблюдай режим дня: в основе здорового образа жизни лежит ряд условных рефлексов, направленных на соблюдение одного и того же ритма функционирования организма. Выработать подобные привычки можно с помощью организации режима дня. Так, во время определенных ежедневных занятий строго в одни и те же часы наблюдается стабильное повышение активности участвующих в данной деятельности органов и тканей. Существуют и общие для всех суточные колебания в деятельности организма. Так, для ночного времени характерно снижение интенсивности обменных процессов, а днем активность большинства органов и систем возрастает. Пик работоспособности человека приходится на 12–13 часов, во время обеда (после 14 часов) заметно некоторое снижение, сменяющееся новой волной активности к 16–17 часам.

6. Регулярно контролируй уровни артериального давления (стойкое повышение артериального давления от 140/90 мм рт. ст. и выше — это Артериальная гипертензия).

7. Откажись от употребления алкоголя.

8. Регулярно контролируй содержание холестерина в крови.

9. Уделяй внимание гигиене организма: соблюдению правил личной и общественной гигиены.

10. Познакомься и владей способами оказания первой медицинской помощи при внезапных случаях заболеваний и травм. Будь готов оказать помощь себе и, при необходимости, окружающим.

           На физиологическое состояние человека большое влияние оказывает его психоэмоциональное состояние, которое зависит, в свою очередь, от его собственных установок. Поэтому дополнительно рекомендуется уделять внимание и контролировать следующие аспекты жизнедеятельности:

· эмоциональное самочувствие: психогигиена, умение справляться с собственными эмоциями, сложными ситуациями;

· интеллектуальное самочувствие: способность человека узнавать и использовать новую информацию для оптимальных действий в новых обстоятельствах;

· духовное самочувствие: способность устанавливать действительно значимые, конструктивные жизненные цели и стремиться к их достижению.

Прислушайтесь к простым советам, контролируйте

свое собственное состояние и будьте здоровы!

 

 

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ по профилактике ОРВИ и гриппа у детей

 

 

        Грипп, вызываемый постоянно изменяющимся вирусом, протекает как респираторное заболевание, передается от человека к человеку преимущественно воздушно-капельным путем, а также через руки, которыми мы прикрываем нос и рот вовремя чихания и кашля.

       Большинство людей в мире, инфицированных этим вирусом, переболевают в лёгкой и средне-тяжелой форме, однако были отмечены и тяжелые случаи заболевания с летальным исходом.

Каковы симптомы заболевания?

        Симптомы гриппа: повышенная температура, кашель, боль в горле, ломота в теле, головная боль, озноб и усталость, изредка — рвота и понос.

 

Особенности течения гриппа

          У взрослых болезнь, как правило, начинается внезапно с резкого повышения температуры, головной боли, мышечных и суставных болей.

         У детей грипп протекает по-разному: одни становятся вялыми, много спят, другие — беспокойными, раздражительными, температура повышается до 37 — 38 градусов, отмечается затрудненное дыхание.

 

Вирус гриппа заразен!

        Известно, что больной гриппом может быть заразным, начиная с 1 дня до появления первых симптомов заболевания и до 7 дней после начала заболевания.

 

Чтобы воспрепятствовать распространению вируса гриппа, необходимо:

— Сделать прививку против гриппа, так как вакцина является наиболее эффективным средством профилактики.

— Проводить влажную уборку помещений с применением дезинфицирующих средств.

— Регулярно проветривать помещение.

— Научить детей часто мыть руки с мылом в течение 20 секунд. Родители тоже должны выполнять эту процедуру, что послужит хорошим примером для детей.

— Научить детей кашлять и чихать в салфетку или руку. Родители тоже должны выполнять эту процедуру, что послужит хорошим примером для детей. Научить детей не подходить к больным ближе, чем на полтора — два метра.

— Заболевшие дети должны оставаться дома (не посещать дошкольные и образовательные учреждения).

— Воздержаться от посещения мест скопления людей.

 

        С целью обеспечения сезонной профилактики ОРВИ и гриппа необходимо проводить следующие мероприятия: Обеспечение соблюдения правил личной гигиены, в том числе: — и чихания прикрывать рот и нос одноразовыми платками.

            Проведение регулярного проветривания и влажной уборки помещения, в котором находится ребенок и квартиры в целом.

      Проведение закаливающих мероприятий (обливание ног водой комнатной температуры на ночь; для детей младшего возраста — пребывание без одежды в условиях комнатной температуры при отсутствии сквозняков в течение нескольких минут перед кормлением).

      Проведение неспецифической профилактики простудных заболеваний (с использованием препаратов арбидол, аскорбиновая кислота, анаферон, и др. (в соответствии с инструкцией по применению, при отсутствии противопоказаний)

 

ПРИ ПЕРВЫХ ПРИЗНАКАХ ЗАБОЛЕВАНИЯ:

— Изолировать ребенка от других детей (членов семьи).

— Вызвать врача.

— Исключить пребывание ребенка в организованном коллективе.

 

В случае всех перечисленных выше симптомов у ребёнка: повышение температуры тела, кашель, боль в горле, озноб, головная боль, затруднённое дыхание, боли в мышцах и суставах, сыпь, рвота, понос родители необходимо незамедлительно обратиться к помощи врача.